Почему старые шины — это не просто мусор

Старые покрышки — это не только отработанный материал, который больше не пригоден для использования на автомобиле. Это потенциально опасный отход: при неправильном хранении резина выделяет токсичные вещества, может стать источником возгорания, а также служит убежищем для насекомых-переносчиков болезней. В России ежегодно образуется свыше 1 миллиона тонн отработанных шин, из которых перерабатывается менее 20%. Остальное попадает на стихийные свалки или просто гниёт на задворках СТО.
Проблема в том, что утилизация старых шин требует специфической инфраструктуры, а у большинства автомобилистов просто нет информации о том, куда сдать автомобильные шины. Тем временем, в мире давно налажены технологии, позволяющие эффективно перерабатывать этот вид отходов и даже извлекать из него пользу.
Что происходит со старыми шинами после замены
Автомобилист, сменивший комплект резины, часто сталкивается с дилеммой: оставить шины в гараже, выбросить в контейнер или отвезти на шиномонтаж в надежде, что там их переработают. На практике же всё не так просто. По закону, сжигать или выбрасывать шины на обычную свалку запрещено: они относятся к IV классу опасности. Но далеко не каждый пункт шиномонтажа имеет договор с лицензированной организацией по переработке.
В Москве, например, работают мобильные пункты приёма, куда можно безвозмездно сдать автомобильные шины. В Санкт-Петербурге ежегодно проходит экологическая акция «Шины в переработку», в ходе которой жители избавляются от старой резины, а затем она отправляется на специализированные предприятия. В рамках прошлогодней акции собрали более 800 тонн покрышек — это эквивалент 100 тысяч обычных легковых шин.
Технический блок: как перерабатывают старые шины

Процесс переработки шин начинается с их механического измельчения. На первом этапе покрышку режут на крупные фрагменты, затем измельчают до состояния резиновой крошки размером от 1 до 4 мм. Далее происходит магнитная и воздушная сепарация: из массы удаляются металлические корды и текстильные волокна.
Полученная резиновая крошка может использоваться по-разному:
- в производстве резиновых покрытий для детских и спортивных площадок;
- как добавка в асфальтобетон (улучшает износостойкость покрытия);
- в производстве шумоизоляционных материалов.
Средняя переработка одной тонны покрышек даёт около 650 кг резиновой крошки, 200 кг стали и 150 кг текстиля. Все компоненты находят применение в промышленности, что делает переработку шин одним из наиболее экологичных способов обращения с отходами.
Вторичное использование шин в быту и строительстве

Не всегда переработка шин требует сложных технологий. Иногда старым покрышкам можно дать вторую жизнь вручную. Этот подход особенно популярен в частном секторе и у дачников. Например, из шин делают клумбы, садовые кресла, детские качели и даже ограждения. Такой способ вторичного использования шин позволяет значительно продлить срок службы материала и снизить нагрузку на окружающую среду.
В Воронеже энтузиасты из гаражного кооператива построили стену шумозащиты вдоль оживлённой трассы из 500 старых шин. Они не только снизили уровень шума, но и решили проблему их хранения. А в Казани в одном из дворов шины превратили в арт-объекты: художники расписали их и превратили в оригинальные уличные скульптуры.
Как правильно утилизировать покрышки — алгоритм для автомобилиста
Для экологичной утилизации покрышек важно знать, какие есть доступные варианты. Ниже — проверенный путь, которым стоит идти:
1. Уточните у шиномонтажа, куда они девают старые шины. Некоторые из них сотрудничают с переработчиками и готовы принять покрышки бесплатно.
2. Ищите пункты приёма. В крупных городах действуют стационарные и мобильные пункты, куда можно сдать до 4 шин за раз без документов.
3. Проверьте сайты экологических инициатив, таких как «Экобокс», «РазДельный Сбор», «Зелёный патруль» — они публикуют актуальные адреса и графики приёма.
4. Участвуйте в акциях по сбору шин — они чаще всего проходят весной или осенью и позволяют утилизировать резину безвозмездно и с гарантией её переработки.
5. Изучите возможности вторичного использования на своём участке: при наличии фантазии старая шина может стать полезной и даже декоративной вещью.
Что говорит закон и какие перспективы
С 2017 года в России действует расширенная ответственность производителей (РОП), обязывающая импортёров и изготовителей шин организовывать их сбор и переработку. Однако на практике эта система работает с перебоями. Согласно данным Росприроднадзора, только 18% шин в 2022 году были переработаны официально. Остальные продолжают захламлять окружающее пространство.
Тем не менее, спрос на экологичную утилизацию покрышек растёт. Всё больше предприятий вкладываются в развитие перерабатывающих мощностей, появляются стартапы, использующие резину в строительстве дорог и производстве полимерных материалов. Например, завод «Экоресурс» в Нижегородской области перерабатывает до 20 тысяч тонн шин в год, обеспечивая сырьём строительную и химическую промышленности.
Вывод: шинный след можно сократить
Каждый автомобилист способен внести свой вклад в решение проблемы. Утилизация старых шин — это не просто вопрос чистоты, а элемент экологически ответственного поведения. Зная, куда сдать автомобильные шины и как они перерабатываются, мы делаем шаг к более устойчивому будущему. Ведь даже изношенная резина может послужить на благо — главное, чтобы она не оказалась на свалке.



